Природные камни и имитации в ювелирном деле

Большинство ювелирных вставок в изделиях представлено природными минералами. Природным считается камень, образовавшийся в природе, без какого-либо участия человека, и лишь впоследствии подвергшийся огранке и полировке.

Имитациями называют как искусственные, так и природные камни и материалы, которые внешне очень похожи на другие ювелирные камни, но отличаются от них по химическому составу, структуре и физическим свойствам. Например, имитациями рубина могут служить природная шпинель и стекло. А искусственным аналогом природного рубина является рубин синтетический. Как следует из названия, такие материалы используют для имитации более дорогих ювелирных камней. Например, изумруд и хромдиопсид обладают схожим зеленым цветом, поэтому более дешевый хромдиопсид используют как имитацию изумруда.
Среди имитаций можно выделить несколько видов «заменителей» драгоценных камней:

  • природные внешне похожие камни (например, имитацией природного аквамарина может служить природный топаз)
  • синтетические камни (синтетическая шпинель разнообразна по цвету и может служить имитацией и сапфира, и рубина, и других ювелирных камней)
  • стекло. С древнейших времен люди использовали в качестве имитаций природное (обсидиан, молдавит) и синтетическое стекло. Большое разнообразие химического состава и цветов позволяет синтетическим стеклам быть похожими на разные ювелирные камни по цвету, плотности и другим особенностям
  • пластик. Пластику сложно соперничать с другими камнями по многим параметрам: по прозрачности, цвету, твердости, блеску. Обычно он используется в качестве имитаций органических веществ (янтаря, коралла, кости, жемчуга), а также непрозрачных поделочных камней (бирюзы, оникса)
  • спрессованные прокрашенные минералы используют для имитации поделочных камней и органических веществ. Например, неювелирные бесцветные карбонаты (магнезит, сидерит) дробят в порошок, затем спрессовывают и склеивают, после чего прокрашивают. В результате полученный материал служит имитацией бирюзы
  • составные камни – ограненные камни, состоящие из нескольких частей. Например, дублет – составной камень, имеющий две части: верхнюю, представленную дорогим ювелирным камнем и нижнюю из более дешевого ювелирного материала, склеенные между собой бесцветным или красящим веществом. Триплет состоит из 3 соединенных фрагментов (например, верхняя и нижняя части – дорогой ювелирный камень, а средняя – менее ценный камень). В качестве «недорогих» частей составных камней используют различные природные и синтетические камни. Например, для имитации изумруда используют два кристалла бледно окрашенного берилла, склеенных между собой ярко-зеленым материалом, а также дублеты, верхняя часть которых – изумруд с интенсивной окраской, а нижняя – бледно окрашенный берилл

Археологическими исследованиями установлено, что в Древнем Египте уже около 3 тыс. лет до н.э. изготавливали цветные стекла, которые использовали как украшения и амулеты. Имитации драгоценных камней из стекла были широко распространены в Древнем Риме.

Позже стали применять составные камни (дублеты, верхняя часть которых – дорогой камень, а нижняя – менее ценный горный хрусталь или стекло).
В 1758 году австрийский химик Йозеф Штрассер разработал способ изготовления стеклянного сплава, чистого и бесцветного с относительно высоким показателем преломления. Полученный материал после огранки и полировки напоминал бриллиант. Этот сплав прекрасно гранился и полировался, поэтому служил прекрасным ювелирным материалом, даже напоминающим бриллианты. По фамилии ученого камень назвали «стразом». Такое стекло и по сей день используется в ювелирных изделиях, причем сейчас стразами нередко называют ограненное стекло любого состава (не обязательно соответствующего задумке Штрассера).

В качестве имитаций природных ювелирных камней издавна применялись различные искусственные стекла, и они до сих пор продолжают широко использоваться в ювелирном деле. Как уже отмечалось, под встречающимся в литературе и торговле названием «стразы» также подразумеваются стекла. Следует отметить, что существуют также природные стекла – молдавит, обсидиан и другие. По цвету стекло может очень точно имитировать большинство ювелирных камней, тем более что камни с низким показателем преломления обычно имеют стеклянный блеск.
Хотя свойства стекол могут варьировать в широких пределах, к настоящему времени выявлены надежные диагностические признаки для определения имитаций из стекла.

Природные ювелирные камни

Как правильно назвать камень?

Любому специалисту необходимо уметь правильно называть объекты и товары, с которыми ему приходится работать. Применение правильной профессиональной терминологии позволяет повысить авторитет продавца и помогает правильно позиционировать товар в глазах потенциального покупателя, а также позволяет избежать претензий со стороны покупателя и даже судебных разбирательств.
Для того чтобы правильно называть драгоценный камень необходимо следовать правилам, сформулированным в международной номенклатуре драгоценных камней, разработанной во Всемирной конфедерации ювелиров (CIBJO) и опубликованным в специальном издании – The Gemstone Book.
В практике можно столкнуться с различными случаями, которые требуют знаний и правильного применения профессиональной терминологии. Интересно, что в некоторых случаях названия драгоценных камней и минералов могут совпадать, а могут и различаться. Проиллюстрируем подобные случаи на примерах.

Название минерала и драгоценного камня совпадают.

Рассмотрим, например, известный камень топаз. В природе встречается минерал топаз, который может быть ювелирного и не ювелирного качества. Ювелирная разновидность называется также как и сам минерал, т.е. топаз. Однако важно не путать названия камня топаза и дымчатого кварца, для которого часто применяют название "раухтопаз". Другими примерами таких камней могут служить: бирюза, нефрит, малахит.

Названия минерала и камня различаются.

Ярким примером может послужить минерал алмаз, ограненная ювелирная разновидность которого называется бриллиант. Также известен редкий ювелирный камень танзанит, обладающий яркой синей окраской, являющийся разновидностью минерала цоизита.

Один минерал с большим числом ювелирных камней-разновидностей.

три разновидности берилла: изумруд, воробьевит и аквамарин Данный случай является одним из самых распространенных. Широко известные ювелирные разновидности минерала берилла – изумруд (это берилл насыщенного зеленого цвета), аквамарин (берилл голубого цвета), гелиодор (берилл желтого цвета) и морганит (или воробьевит – разновидности берилла розового цветов), биксбит (берилл красного цвета). Минерал кварц представлен на рынке следующими ювелирными разновидностями – аметист, цитрин, дымчатый кварц (раухтопаз), морион, горный хрусталь. Драгоценные разновидности минерала корунда – это рубин (красный корунд) и сапфир (синий корунд), любые другие цветовые разновидности называются сапфирами с обязательным указанием цвета, например, ювелирную зеленую разновидность корунда называют зеленый сапфир. Минерал хризоберилл, обладающий редким эффектом смены цвета, называется александрит, а переливчатый хризоберилл, обладающий эффектом «кошачьего глаза», называется цимофан.

Группа минералов и одна ювелирная разновидность.

Примерами могут служить такие ювелирные камни как шпинель и турмалин. Разновидностями турмалина являются верделит, индиголит, рубеллит и др. (по цвету), эльбаит, шерл, хромтурмалин и др. (по химическому составу). которые отличаются особенностями химического состава (и цвета). Иногда такие названия используются, но область их применения, как правило, ограничена узкоспециальным кругом минералогов и профессионалов-геммологов. При продаже такого камня достаточно указать, что это турмалин и привести описание его цвета (например, зеленый турмалин). Природный минерал шпинель также имеет много минералогических разновидностей: благородная шпинель, плеонаст, цейлонит, пикотит, ганит и др., но в ювелирной торговле все эти разновидности называются шпинелью (также с указанием цвета).

Разные названия для одного и того же камня.

Ювелирная разновидность минерала оливина называется перидот или хризолит, и эти термины употребляются как синонимы. Хотя название хризолит является более распространенным в России и именно оно известно широкой публике.

Различный подход к наименованию камня.

Группа гранатов включает более 10 минералов (отличаются по цвету и химическому составу). В большинстве случаев при их назывании достаточно применения термина «гранат», но часто указывают и минеральный вид – например, пироп или альмандин, а иногда уточняют и разновидность (демантоид – разновидность минерала андрадита).
Геммологические лаборатории при диагностике нередко указывают оба названия – и минеральный вид, и название драгоценного камня. Например, часто применяются следующие формулировки: для описания танзанита – «минерал цоизит, разновидность танзанит» или «рубин (разновидность корунда)» – для описания рубина.


Основными международными документами, регламентирующими геммологическую номенклатуру, являются:

  • CIBJO Rules Всемирной конфедерации ювелиров (The Gemstone Book. Gemstones, Organic Substances & Artificial Products – Terminology & Classification; The Diamond Book. Diamonds – Terminology & Classification)
  • FTC Rules Федеральной торговой комиссии США (Federal Trade Commission Rules. Guide for the Jewelry, Precious Metals, and Pewter Industries)


Существуют названия камней, которые применяются в торговле, но которые не употребляются специалистами (и не регламентированы в приведенной выше документации). Подобные названия считаются торговыми терминами: торговля их использует и имеет на это право, однако применение подобной терминологии может вводить покупателя в заблуждение. Примером может служить драгоценный камень хромдиопсид, для которого иногда используются торговые термины «сибирский изумруд», «якутский изумруд», а также запатентовано торговое название «сибирлит». Поэтому применение торговых терминов рекомендуется сопровождать описанием камня согласно международной номенклатуре.

Для природных камней принято использовать корректное название камня, без уточнения происхождения (например, «сапфир», уточнение «природный сапфир» излишне). Термины «драгоценный», «натуральный» могут использоваться только для природного камня (независимо от того, облагорожен он или нет). Вместо названия, принятого в геммологической практике, может использоваться минералогическое название (например, «берилл» вместо «аквамарин»). Для некоторых разновидностей или торговых названий можно использовать минералогическое название с указанием цвета (например, «голубая шпинель»).

Искусственные камни требуют соответствующего определения – например, «синтетический алмаз». Исключение составляет муассанит: природный муассанит, в отличие от синтетического, в ювелирной практике не используется, и при диагностике ограненного муассанита не требуется уточнение «синтетический». Для имитаций существуют собственные названия – например, фианит, ИАГ.
Когда ювелирные вставки поступают в магазин из-за рубежа, бухгалтерские документы обычно ведутся на английском языке. Названия большинства вставок без труда можно перевести на русский язык, хотя иногда все же возникают сложности. Например, англоязычное название фианита - «cubic zirconia» (CZ) нередко переводят неправильно.
С целью улучшения цвета, чистоты и качества драгоценные, ювелирные и поделочные камни и органические вещества нередко облагораживают с помощью различных методов, как до, так и после огранки. Вопрос о том, заявлять или нет в названии камня о его облагораживании, неоднозначный.

Многие виды облагораживания диагностируются, а целый ряд методик обработки диагностике не поддается. Согласно нормативной документации CIBJO Rules, облагороженные камни принято подразделять на две группы:

  • камни, для которых информацию об облагораживании указывать не обязательно или указывается информация общего характера (информация о том, что данный вид камней нередко подвергается какому-то типу облагораживания). Например, аквамарин можно получить путем отжига гелиодора, однако в торговле не принято употреблять такие термины как «отожженный гелиодор» или «облагороженный аквамарин»
  • камни, которые необходимо сопровождать специальной информацией об облагораживании.
    Например, сапфиры необходимо исследовать на предмет наличия диффузионной обработки, и если установлено, что камень был облагорожен, это обязательно указывается: например, «диффузионно прокрашенный сапфир»


Специальная информация об облагораживании должна быть указана, по требованиям CIBJO, в следующих случаях:

  • если результат облагораживания не является стабильным
  • если облагораживание влечет за собой специальные требования к обращению с камнем. В этом случае необходимо указывать и особенности требований по специальному уходу за данным камнем (например, облагороженный по цвету аметист может обесцвечиваться)
  • если облагораживание оказывает значительный эффект на стоимость камня (например, облагороженный по цвету бриллиант может стоить вдвое меньше по сравнению с необработанным аналогом)
Также в названии камня термин «облагороженный» может быть заменен термином, отражающим метод облагораживания: «облученный», «искусственно окрашенный», «заполненный стеклом», «пропитанный».

В России номенклатура драгоценных камней никакими нормативными актами не регламентируется, за важным исключением, касающимся торговли синтетическими камнями и природными облагороженными камнями.
Так, согласно новым правилам торговли ювелирными изделиями (Постановление Правительства РФ от 19.09.2015 N 994 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55»), потребитель должен быть проинформирован о том, является ли камень в ювелирном изделии синтетическим или облагороженным.
Приводим выдержки с изменениями от 19.09.2015:
«Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя, вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида и характеристики вставок, в том числе способа обработки, изменившего качественно-цветовые и стоимостные характеристики драгоценного камня, а также цены изделия (цены за 1 грамм изделия без вставок). При использовании в качестве вставок материалов искусственного происхождения, обладающих характеристиками (свойствами) драгоценных камней, на ярлыках должна быть указана информация о том, что данный камень не является драгоценным».


Важно отметить, что правильное название камня играет важную роль в формировании представления о товаре у покупателя. В большинстве случаев только по внешнему виду крайне сложно определить, что это за камень, какова его природа, подвергался он облагораживанию или нет.
Поэтому правильное наименование камня – это неотъемлемая информационная составляющая любой успешной продажи, которая позволяет предоставить информацию о камне на профессиональном уровне и совершить покупку с чувством уверенности и полного доверия.